«А нашему-то брату еще лучше, пускай три, пять храмов будет!»: Никольские храмы Медногорска
https://doi.org/10.22394/2658-3895-2024-6-3-8-29
Аннотация
Статья написана на полевом материале, собранном в г. Медногорске (Оренбургская обл.) в декабре 2021 года, и посвящена изучению взаимодействий религиозного и историко-культурного ландшафтов города. Особенностью промышленного Медногорска, основанного в эпоху индустриализации, является его «церковная история» советского времени. Ее константа — жизнь прихода, протекавшая с 1943 года в молельном доме, переоборудованном позже в храм Святителя Николая Чудотворца. Десятилетия существования в городе так называемого «старого Никольского храма» привели к обогащению и усложнению религиозного ландшафта, включающего в себя скрытые публичные практики защиты веры и места молитвы. К последним относятся эпизод коллективной защиты храма от разрушения в 1961 году и книга Веры Поповой, ставшей признанным в городе «историком храма» из числа старейших прихожанок. Статья содержит сопоставительный анализ устной и письменной версий истории Никольского храма.
В 2007 году в Медногорске был освящен новый храм Николая Чудотворца. Анализируется распределение функций между двумя Никольскими храмами в малом городе. Делается вывод о взаимопроникновении историко-культурного и религиозного наследия города, возникшего как поселение при медно-серном комбинате, а также о том, что церковная составляющая истории Медногорска позволяет интерпретировать его советский период как альтернативную версию советской индустриализации в небольшом заводском городе.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Б. ГраматчиковаРоссия
Наталья Борисовна Граматчикова
Екатеринбург
Список литературы
1. Альтов, В. Г. (1974). Медногорск. Челябинск: Южно-уральское книжное изд-во.
2. Альтов, В. Г. (1998). Это было на Бляве. В Г. В. Ермаков (Сост.) Книга памяти жертв политических репрессий, 391–404. Калуга: Золотая аллея.
3. Веселкова, Н. В., Прямикова, Е. В. (2022). Меморативный ландшафт малого города: конфигурации и слои. Этнографическое обозрение, 2022(6), 196–212. DOI: 10.31857/S0869541522060112
4. Главацкая, Е. М. (2008). Религиозный ландшафт Урала: феномен, проблемы реконструкции, методы исследования. Уральский исторический вестник, 2008(4/21), 76–82.
5. Гладких, С. А. (2017). О методологических основах современного любительского краеведения (на примере движения краеведов «Северное трёхречье»). Известия Общества изучения Коми края, 2017(1), 16–26.
6. Дашковский, П. К. (Отв. ред.). (2014). Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Т. 1: Поздняя древность — начало ХХ в. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та.
7. Дескола, Ф. (2012). По ту сторону природы и культуры. М.: НЛО.
8. Дутчак, Е. Е. (2007). Из «Вавилона» в «Беловодье»: адаптационные возможности таежных общин староверов-странников (вторая половина XIX — начало XXI в.). Томск: Изд-во Том. ун-та.
9. Дынина, А. Д. (2022). Хранитель локальной истории. Живая старина, 2022(2), 16–19.
10. Ефимова, О. А., Никитина, Н. Н., Юсупова, М. Б. (2014). Город среди медных гор. (Медногорску 75 лет). Оренбург: Печатный дом «Димур».
11. Королева, С. Ю. (2014). Наивный дискурс в краеведческих работах К. П. Гусевой. Филология в XXI веке: методы, проблемы, идеи: Материалы II Всероссийской науч. конф., 235–242. Пермь: Изд-во ПГНИУ.
12. Косик, О. В. (2009). Рец. на кн.: Гоглов А., свящ. Владимирское лихолетье: Православная церковь на Владимирщине в годы безбожной смуты. М.: приход храма святаго духа Сошествия, 2008. 432 с. Вестник ПСТГУ (Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета). Серия 2. История. История Русской Православной Церкви, 2, 162–164.
13. Кырлежев, А. И. (2004). Постсекулярная эпоха. Континент, 2004(120), 252–264.
14. Кырлежев, А. И. (2011). Постсекулярное: краткая интерпретация. Логос, 2011(3/82), 100–106.
15. Лютаева, М. С. (2023). «Живая религия» и «вернакулярная религия»: проблема концептуализации терминов. Вестник Северного (Арктического) университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 23(3), 119–127.
16. Манькова, И. Л., Нечаева, И. Ю. (2020). Концепт «религиозный ландшафт» — «двуликий Янус» в современных исторических исследованиях. Уральский исторический вестник, 2020(2/67), 89–98. DOI: 10.30759/1728-9718-2020-2(67)-89-98
17. Неклюдов, С. Ю. (2001). От составителя. В С. Ю. Неклюдов (Сост.). «Наивная литература»: исследования и тексты, 4–14. М.: Московски общественны научны фонд.
18. Никандрова, А. В. (2022). История Никольского храма в Медногорске: устный рассказ и книга. В Н. С. Петрова, Н. В. Петров (Сост.). Материалы XXII Международной школы по фольклористике и культурной антропологии, 58–59.
19. М. Никандрова, А. В., Граматчикова, Н. Б. (2023a). Религиозное сознание в текстах наивного краеведения. В Д. А. Погонышев (Отв. ред.). XXV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета, 196–201. Нижневартовск: НВГУ.
20. Никандрова, А. В., Граматчикова, Н. Б. (2023b). Книга «Под омофором святителя Николая» В. М. Поповой и ее рассказ об истории храма: сопоставительный анализ. Церковь. Богословие. История, 2023(4), 252–258.
21. Петров, И. В. (2021). История храма как история России: от созидания к революции и обратно. Христианское чтение, 2021(3), 438–447.
22. Попова, В. М., Швецова, В. А. (2013). Под омофором святителя Николая. Страницы истории прихода святителя и чудотворца Николая поселка Заречный города Магнитогорска. Саракташ: «Православный Духовный Вестник».
23. Русинова, И. И. (2006). Наивный дискурс (на материале личного дневника диалектоносителя). Вестник Пермского университета. Филология, 3(3), 86–97.
24. Янина, Л. (2010). Экспрессия медной истории: Очерки о людях города Медногорска и медносерного комбината. Кувандык.
25. Янина, Л. (2011). О том, как ТОЗ в Уралэлектро перерос: Исторические факты, очерки, зарисовки о людях Медногорского машиностроительного завода. Кувандык.
26. Primiano, L. N. (1995). Vernacular religion and the search for method in religious folklife. Western Folklore, 54(1), 37–56. DOI: 10.2307/1499910
27. Stegbauer, C. (2002). Reziprozität. Einführung in soziale Formen der Gegenseitigkeit. Wiesbaden: Westdeutscher Verlag
Рецензия
Для цитирования:
Граматчикова Н.Б. «А нашему-то брату еще лучше, пускай три, пять храмов будет!»: Никольские храмы Медногорска. Фольклор и антропология города. 2024;6(3):8-29. https://doi.org/10.22394/2658-3895-2024-6-3-8-29
For citation:
Gramatchikova N.B. “And it’s even better for us, let there be three, five churches!”: The St. Nicholas Churches of Mednogorsk. Urban Folklore and Anthropology. 2024;6(3):8-29. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2658-3895-2024-6-3-8-29