Краеведческие зины как визуальный инструмент репрезентации городской идентичности
EDN: SMHNLI
Аннотация
Краеведческие зины, или самодельные преимущественно печатные издания, посвященные местной истории и культуре, являются уникальным средством визуальной репрезентации локальной идентичности. Они позволяют жителям самостоятельно исследовать, документировать и распространять материалы о своем городе.
Основной тезис статьи заключается в том, что современные краеведческие зины представляют собой гибридный инструмент визуальной антропологии, соединяющий субъективный опыт и визуальные стратегии, позволяющие исследовать городскую идентичность (и себя в городе) через персонализированные формы творчества.
В статье ставится вопрос, как зины функционируют в качестве визуального медиума, формирующего представления горожан о городском пространстве. Особое внимание уделено роли зинов в построении связи между жителями и окружающим их городским пространством, а также в осмыслении микроисторий и маргинальных нарративов, зачастую отсутствующих в официальной городской хронике.
Методологическая основа исследования включает качественный контент-анализ краеведческих зинов, объединяющий анализ визуальных компонентов (иллюстраций, фотографий, коллажей, графических решений) и текстовых материалов (эссе, стихотворений, личных историй), а также полуструктурированные интервью с их создателями. Автор анализирует, каким образом визуальные элементы (иллюстрации, фотографии, коллажи) и текстовые компоненты (короткие эссе, стихотворения, личные истории) взаимодействуют друг с другом для передачи опыта проживания в городе и формирования его образа.
Список литературы
1. Беляева, М. А. (2023). Артзин в пространстве культурных индустрий. Мир науки. Социология. Филология. Культурология, 14(1). Режим доступа: https://sfk-mn.ru/PDF/26KLSK123.pdf
2. Королева, Е. В. (2022). Формат «зин» и современный город. В А. А. Пронин (Ред.). Культурные индустрии в пространстве открытого города: материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 217–219. Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства.
3. Савенко, Е. Н. (2012). Современный «самиздат»: определение понятия. Библиосфера, 2012(5), 98–100.
4. Chidgey, R. (2020). Zine culture. In K. Ross, I. Bachmann, V. Cardo, S. Moorti, M. Scarcelli (Eds.). The International Encyclopedia of Gender, Media, and Communication. Wiley Online Library. https://doi.org/10.1002/9781119429128.iegmc052
5. Clark-Parsons, R. (2017). Feminist ephemera in a digital world: Theorizing zines as networked feminist practice. Communication, Culture & Critique, 10(4), 557–573. https://doi.org/10.1111/cccr.12172
6. Duncombe, S. (2008). Notes from underground: Zines and the politics of alternative culture. Bloomington, IN: Microcosm.
7. Ferris, M. A. (2001). Resisting mainstream media: Girls and the act of making zines. Canadian Woman Studies/Les Cahiers de la Femme, 21(1). Retrieved from https://cws.journals.yorku.ca/index.php/cws/article/view/6906
8. Gehl, J. (2013). Cities for people. Washington, D.C.: Island press.
9. Green, K., Taormino, T. (1997). A Girl’s guide to taking over the world: Writings from the girl zine revolution. New York: St. Martin’s Griffin.
10. Kempson, M. (2015). “I sometimes wonder whether I’m an outsider”: Negotiating belonging in zine subculture. Sociology, 49(6), 1081–1095.
11. Licona, A. C. (2012). Zines in third space: Radical cooperation and borderlands rhetoric. New York: Suny Press.
12. Lymn, J. (2014). Queering archives: The practices of zines. Sydney: University of Technology Sydney (Australia).
13. Lynch, K. (1984). Good city form. Cambridge: MIT press.
14. Piepmeier, A. (2009). Girl zines: Making media, doing feminism. New York: New York University Press.
15. Poletti, A. (2008). Where the popular meets the mundane: The use of lists in personal zines. Canadian Review of American Studies, 38(3), 333–349. https://doi.org/10.3138/cras.38.3.3
Рецензия
Для цитирования:
Кузинер Е.Н. Краеведческие зины как визуальный инструмент репрезентации городской идентичности. Фольклор и антропология города. 2025;7(3):96-122. EDN: SMHNLI
For citation:
Kuziner E.N. Local history zines as a visual tool of urban identity representation. Urban Folklore and Anthropology. 2025;7(3):96-122. (In Russ.) EDN: SMHNLI