Preview

Фольклор и антропология города

Расширенный поиск

Подростковая мастерская градоустройства в Калининграде и книжный проект «Мифы и легенды Сельмы»

EDN: AVNOUT

Аннотация

В статье описан опыт создания подростковой мастерской по городским исследованиям и социокультурному проектированию, действовавшей в Калининграде в 2019–2021 годы как часть программы международного кинофестиваля «Край света. Запад». Около 10 учеников старших классов из различных школ города проводили полевое антропологическое исследование устной истории, локальной идентичности и актуальных проблем вернакулярного района Сельма. Этот район начал строиться на северной окраине Калининграда во второй половине 1990-х годов. Сейчас это крупнейший постсоветский район города, который состоит из нескольких жилых комплексов многоэтажных новых зданий. Жители города часто воспринимают его как самый неинтересный район Калининграда, потому что он был построен совсем недавно и не имеет длинной истории. Однако школьники старших классов под руководством автора статьи собрали богатый архив воспоминаний о районе, коллекцию городских легенд и ярких устных нарративов про Сельму, а также ментальных карт, созданных жителями. Кроме того, участники мастерской использовали методы визуальной антропологии (делали этнографические фотографии района и коллекционировали визуальные артефакты — объявления на подъездах и вернакулярные граффити). После анализа собранных материалов молодые исследователи написали книгу «Мифы и легенды Сельмы». Публикация необычной книги о новом районе города стала важным событием для Калининграда, активно обсуждалась в местных медиа, а также повлияла на формирование сообщества активистов Сельмы. Данный кейс показывает, что программа образовательных и социокультурных проектов кинофестиваля с использованием методов антропологии может работать как инструмент городского развития и создания локальных сообществ.

Об авторе

М. Д. Алексеевский
Центр городской антропологии, КБ Стрелка
Россия

Москва



Список литературы

1. Гафар, Т. В., Лисицкий, А. В. (2016). «Большое неопознанное движение». Фестивали в Волгограде как инструмент влияния на городскую среду и развитие территории. Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса, 10(1), 98–104.

2. Головецкий, Н. Я., Туманов, А. И. (2017). Кинофестивали как фактор развития социальной инфраструктуры и туристической привлекательности региона. Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление, 2017(3/22), 90–94.

3. Arcodia, C., Whitford, M. (2007). Festival attendance and the development of social capital. Journal of convention & event tourism, 8(2), 1–18. https://doi.org/10.1300/J452v08n02_01

4. Cudny, W. (2016). Festivalisation of Urban Spaces: Factors, Processes and Effects. Cham: Springer.

5. Derrett, R. (2003). Making sense of how festivals demonstrate a community’s sense of place. Event Management, 8(1), 49–58. https://doi.org/10.3727/152599503108751694

6. Finkel, R., Platt, L. (2020). Cultural festivals and the city. Geography Compass, 14(9), 1–21. https://doi.org/10.1111/gec3.12498

7. Getz, D. (2010). The Nature and Scope of Festival Studies. International Journal of Event Management Research, 5(1), 1–47. https://doi.org/10.1108/17852951011029298

8. Getz, D., Page, S. J. (2016). Progress and prospects for event tourism research. Tourism Management, 2016(52), 593–631. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2015.03.007.

9. Jakob, D. (2013). The Eventification of Place: Urban development and experience consumption in Berlin and New York City. European Urban and Regional Studies, 20(4), 447–459. https://doi.org/10.1177/0969776412459860

10. Moscardo, G. (2007). Analyzing the role of festivals and events in regional development. Event Management, 11(1–2), 23–32. https://doi:10.3727/152599508783943255

11. Ooi, C.-S., Strandgaard Pedersen, J. (2010). City Branding and Film Festivals: ReEvaluating Stakeholder’s Relations. Place Branding and Public Diplomacy, 6(4), 316–332. https://doi.org/10.1057/pb.2010.30

12. Prentice, R., Andersen, V. (2003). Festival as Creative Destination. Annals of Tourism Research, 30(1), 7–30.

13. Quinn, B. (2005). Arts festivals and the city. Urban studies, 42(5), 927–943. https://doi.org/10.1080/00420980500107250

14. Robinson, M., Picard, D., Long, P. (2004). Festival tourism: producing, translating, and consuming expressions of culture(s). Event Management, 8(4), 187–189.

15. Thomas, R., Wood, E. (2003). Event-based tourism: A survey of local authority strategies in the UK. Local Governance, 29(2), 127–136. https://doi.org/10.3727/1525995031436836


Рецензия

Для цитирования:


Алексеевский М.Д. Подростковая мастерская градоустройства в Калининграде и книжный проект «Мифы и легенды Сельмы». Фольклор и антропология города. 2025;7(2):53-76. EDN: AVNOUT

For citation:


Alekseevsky M.D. The youth urban workshop in Kaliningrad and the book project “Myths and legends of Selma”. Urban Folklore and Anthropology. 2025;7(2):53-76. (In Russ.) EDN: AVNOUT

Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3895 (Print)