Способы передачи аграрных практик в современном городе: практическое научение и разговор
https://doi.org/10.22394/2658-3895-2025-7-1-99-107
Аннотация
В материалах представлен взгляд на коммуникацию дачников с точки зрения их аграрной деятельности. На основе материала, собранного в ходе фольклорной практики в 2018 году, вводится классификация типов передачи аграрных навыков, выдвигаются гипотезы о практическом смысле такой передачи. Различные способы взаимодействия дачников с растениями (включающие в себя как невербальное, так и вербальное «общение») передаются как от старшего поколения к младшему (первичный вариант), так и между представителями одного поколения. В том случае, когда владение навыками оба актора признают атрибутом важного для себя статуса «хорошего дачника», передача практики позволяет советчику занять доминирующее положение, при этом реципиент может признать такое распределение ролей или отказаться от статуса «младшего». Отказ становится возможным благодаря рассказу третьему лицу: перенимающий практику может указать или на то, что он не принял совета, или на то, что совет не представляет для него ценности. Существует также вариант рассказа о принятии совета, при котором статус советчика относительно статуса рассказчика не повышается.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. ПетровРоссия
Андрей Алексеевич Петров
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Архипенкова, А. Ю. (2010). Совет в языке и коммуникации. Вестник Российского университета дружбы народов. Лингвистика, 2010(3), 38–45.
2. Виноградская, О. Я. (2017). Горожане в деревне: выстраивание новых социальных миров. Островские чтения, 2017(1), 472–478.
3. Добровольская, В. Е. (2011). «Зеленые пальцы» и «сообразительные живучие умнички»: запреты и предписания в субкультуре цветоводов. Вестник РГГУ, 9(71), 148–165.
4. Касаткина, А. К. (2014). Загородный дом (дача) — автономное пространство модерного субъекта. Вестник Пермского университета, 1(24), 186–193.
5. Малинова-Тзиафета, О. Ю. (2013). Из города на дачу: социокультурные факторы освоения дачного пространства вокруг Петербурга (1860–1914). СПб.: Издательство Европейского университета.
6. Чеховских, И. А. (2000). Городские семейные стратегии в неформальной экономике (Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов). Санкт-Петербург.
7. Caldwell, M. (2011). Dacha Idylls. Living organically in Russia’s countyside. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press.
Рецензия
Для цитирования:
Петров А.А. Способы передачи аграрных практик в современном городе: практическое научение и разговор. Фольклор и антропология города. 2025;7(1):99-107. https://doi.org/10.22394/2658-3895-2025-7-1-99-107
For citation:
Petrov A.A. Ways of transmitting agricultural skills in the modern city: Practical learning and conversation. Urban Folklore and Anthropology. 2025;7(1):99-107. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2658-3895-2025-7-1-99-107