Эмоциональные карты города Шуши: ландшафты травматической памяти в синхроннодиахронической перспективе
EDN: ZFPCXM
Аннотация
Фольклор города, промысленный через призму десятков интервью, включает в себя огромный пласт неписанной истории — устных рассказов, связанных с работой (селективной) памяти, — и понимается автором как целый комплекс мощных экспрессивных техник, движущихся снизу. В своем исследовании ментальных карт города Шуши глазами его жителей автор рассматривает чувство локального места, его этнизацию, интертекстуальность и индексированную память в процессуальности этих наслаивающихся явлений, работы памяти и конструирования идентичностей. Курсируя через разломы многолетних и эпохальных трансформаций смыслов и этнополитик, автор смотрит на кварталы города через разнообразные оптики: отношения власти и влияния, (гео-) политику памяти, соседство, конфликт, права человека, политику инклюзивности и эксклюзии. Исследование также сфокусировано на палимпсестической памяти об этническом противостоянии в городе Шуши/Шуша, Нагорный Карабах. Автор предлагает рассмотреть концептуальные карты города через призму личного опыта травматических событий в сравнительной перспективе в 1920–2020 годы, а также сравнить переживания множественных опытов кровавого насильственного переселения, резни, войны с помощью комбинации методов — ментальных карт, глубинных интервью и сравнительного исследования индивидуальных биографий. Текст был написан на русском языке, переведен на армянский и английский языки и опубликован в двуязычной книге «Шуши: ментальное картографирование» (ред. Тигран Амирян и Эвия Карапетян) в Ереване, в 2021 году (переиздан в 2023 году). Русскоязычный вариант публикуется впервые.
Об авторе
Н. Р. ШахназарянАрмения
Ереван
Список литературы
1. Богатырев, П. Г. (1971). Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство.
2. Богатырев, П. Г. (2006). Функционально-структуральное изучение фольклора (Малоизвестные и неопубликованные работы). М.: ИМЛИ.
3. Дэвис, Н. З. (1990). Возвращение Мартена Герра. М.: Прогресс.
4. Лисицан, С. (1992). Армяне Нагорного Карабаха. Этнографический очерк, 65–66. Ереван: Издательство АН Армении.
5. Нора, П. (1999). Между памятью и историей. Проблематика мест памяти. В П. Нора, М. Озуф, Ш. Пюимежа, М. Винока. Франция — память, 17–50. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета.
6. Alexander, J. C., Eyerman, R., Giesen, B., Smelser, N. J., Sztompka, P. (2004). Cultural Trauma and Collective Identity. University of California Press.
7. Altstadt, A. L. (1992). Azerbaijani Turks: Power and Identity under Russian Rule. Hoover Press.
8. Arva, E. C., Roland, A. (2022). Traumatic Imagination in Traditional Stories of Gender-Based Violence. AMA Journal of Ethics, 24(6), 530–534.
9. Bakhtin, M. M. (2001). The Problem of Speech Genres. In A. Jaworski, N. Coupland (Eds.). The Discourse Reader. London and New York: Routledge.
10. Berger, H. M., Negro, G. D. P. (2004). Identity and everyday life: Essays in the study of folklore, music and popular culture. Wesleyan University Press.
11. Bodnar, John E. (1989). Power and Memory in Oral History: Workers and Managers at Studebaker. The Journal of American History, 75(4), 1201–1221.
12. Borghi, E. N. (2023). Engaging with Trauma: From Reflections on a Survivor’s Experience to Developing a Trauma-Informed Approach. Teaching Anthropology, 13(2), 63–74. https://doi.org/10.22582/ta.v13i2.722
13. Briggs, C. L., Bauman, R. (1992). Genre, Intertextuality, and Social Power. Journal of Linguistic Anthropology, 2(2), 131–172.
14. Bruce, G. (2004). An Average Azeri Village (1930): Remembering Rebellion in the Caucasus Mountains. Slavic Review, 63(4/Winter 2004), 705–731.
15. Buccitelli, A. B. (2016). City of neighborhoods: Memory, folklore, and ethnic place in Boston. University of Wisconsin Press.
16. Durand, G. (1964). L’Imagination Symbolique. Presses Universitaires de France.
17. Grant, B., Yalcin-Heckmann, L. (Eds.). (2007). Caucasus Pardigms. Anthropologies, Histories and the Making of a World Area Ed by Halle Studies in the Anthropology of Eurasia. Lit Verlag.
18. Hovannisian, R. (Ed.). (1997). The Armenian People from ancient to modern times, II. New York: St. Martin’s Press.
19. Martin, T. (2003). The Affirmative Action Empire. Nation and nationalism in the Soviet Union, 1923–1939. Chicago: University of Chicago.
20. Rahimi, S. (2021). The Hauntology of Everyday Life. Palgrave Macmillan.
21. Ruddick, S. (1980). Maternal Thinking. Feminist Studies, 6(2/Summer), 342–367. https://doi.org/10.2307/3177749
22. Ryden, K. C. (1993). Mapping the Invisible Landscape: Folklore, Writing, and the Sense of Place. Iowa City: University of Iowa Press.
23. Shami, S. (2007). The prehistory of globalization: Circassian identity in motion. In B. Grant, L. Yalc ın-Heckmann (Eds.). Caucasus paradigms. Anthropologies, histories, and the making of a world area. Berlin: Lit Verlag.
24. Suny, R. G. (1993). Stalin and the Armenians. Looking Toward Ararat: Armenian in Modern History. Palo Alto, Stanford University Press.
25. Tangherliini, T. R. (1999). Remapping Koreatown: Folklore, narrative and the Los Angeles riots. Western Folklore, 58(2), 149–173. https://doi.org/10.2307/1500164
26. Walker, C. J. (1991). Armenia and Karabagh: The Struggle for Unity. London: Minority Rights publications.
27. Yuzbashian, H. (2017). I lived in Shushi. Yerevan: Antares.
Рецензия
Для цитирования:
Шахназарян Н.Р. Эмоциональные карты города Шуши: ландшафты травматической памяти в синхроннодиахронической перспективе. Фольклор и антропология города. 2025;7(2):8-50. EDN: ZFPCXM
For citation:
Shahnazarian N.R. Emotional maps of Shushi: Landscapes of traumatic memory in synchronic and diachronic perspective. Urban Folklore and Anthropology. 2025;7(2):8-50. (In Russ.) EDN: ZFPCXM