Preview

Фольклор и антропология города

Расширенный поиск

«Фольклор и антропология города» — рецензируемый научный журнал, посвященный широкому спектру - исследований фольклора и антропологии города.

Журнал основан в мае 2018 года. Издается Школой актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) при Институте общественных наук РАНХиГС. Выходит четыре раза в год.

Журнал предоставляет свои страницы для англоязычных публикаций; не исключается и выпуск отдельных англоязычных номеров.

Типы публикуемых материалов

Редакция журнала принимает к рассмотрению следующие типы рукописей: оригинальная статья, обзор, рецензия на книгу, интервью, перевод. Публикация в журнале возможна на следующих языках: русский, английский.

Текущий выпуск

Том 7, № 3 (2025): Визуальность в городе: от видимой текстуры до осязаемого образа
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

26-57 5
Аннотация

В современных социальных и гуманитарных исследованиях разнообразные визуальные инструменты все чаще используются не только для фиксации информации или как иллюстрации к научным текстам, но и в качестве самостоятельной формы представления результатов, делая последние более доступными и увлекательными для широкой публики. Одной из форм визуализации является экспозиция. В статье представлен анализ различных выставочных проектов петербургской студии Gonzo: Research&Art. Обращаясь к темам духовных практик и религиозного опыта, семейной памяти, взаимодействия культур и отношения с Другим, исследуя жизнь в закрытых психоневрологических учреждениях, команда смело выходит за рамки традиционных выставочных пространств, вторгаясь в городскую среду. Размещение экспозиций в таких неожиданных местах, как крупные торговые центры или городские рынки, по замыслу, должно сделать невидимое  — видимым, дать услышать тех, кто обычно лишен права голоса, выстроить мосты между мало соприкасающимися в обычной жизни мирами. В беседе с сооснователем Gonzo Ксенией Диодоровой мы обсудили широкий круг вопросов: от формирования концепции выставок, работы «в поле» и интерпретации полевого материала — до создания художественно-образного воплощения такой интерпретации, взаимодействия с посетителями и обратной связи. Данный кейс дал нам возможность проанализировать потенциал экспозиции как особого медиума антропологического знания, поместив ее в контексты визуальной и городской антропологии, art&science, мультикультурных исследований, социального поворота в искусстве и эстетики участия. Основным выводом стало признание эвристического и гуманистического потенциала выставочного формата при обращении к сложным и даже конфликтным аспектам социальных взаимодействий, перспективности его использования для синергии научного и художественного методов познания.

58-73 14
Аннотация

В статье представлена методологическая рефлексия о документальном кино как самостоятельном методе визуального социологического исследования. На примере фильма «Путь домой», созданного авторами в сотрудничестве с благотворительной организацией «Ночлежка», рассматриваются возможности и ограничения использования видеокамеры в качестве исследовательского инструмента в поле. Камера выступает не просто способом фиксации эмпирического материала, но и в качестве медиатора, влияющего на динамику полевого взаимодействия и интерпретацию данных. Документальное кино в данном случае рассматривается не как инструмент иллюстрации результатов, а как полноценный метод социологического анализа, обладающий потенциалом для более глубокого понимания социальных процессов. В статье также поднимаются вопросы визуальной репрезентации маргинальности в городской среде, анализа визуального языка, этических дилемм и взаимодействия с уязвимыми участниками исследования. Авторы показывают, что преимущества документального кино заключаются в его способности захватывать контекст, эмоции, динамику взаимодействий и  множественные голоса, которые нередко теряются при использовании традиционных текстовых методов в социологии. Работа с камерой помогает фиксировать сложные социальные процессы и одновременно становится инициатором для рефлексии — как со стороны исследователя, так и со стороны участников и зрителей. В то же время метод обладает рядом ограничений, таких как деформация исследуемой реальности, фрагментарность эмпирического материала и риск редуцирования нарратива.

74-95 6
Аннотация

Традиционно рынки Дели — перенасыщенные пространства для восприятия органами чувств: какофония звуков, противоречивость запахов, яркий каскад изображений. Сенситивная призма исследования позволяет оценить, как телесные ощущения связаны с социальностью, что мы можем использовать для более глубокого понимания социального порядка на рынке и  места человека в нем. Какие маркеры свидетельствуют о комфорте и безопасности, а какие заставляют чувствовать себя неуместно и уязвимо? Где проходит граница маркировки, которую понимают местные и приезжие, а где такие границы существуют только в восприятии гостей делийских рынков?

Инструментом для нашего исследования является исследовательская рефлексия в формате дневников наблюдения, документальных видео- и фотоматериалов, записанных на диктофон звуков делийских рынков, а  формат статьи подразумевает интеграцию авторского цифрового материала (фотографии  — печать, куар-код; видео, аудио — куар-код) в тело статьи.

Исследование показывает, что нахождение на рынках Дели — это не только вопрос визуального восприятия, но и  динамическое взаимодействие всех остальных сенситивных аспектов, сигнализирующих об удовлетворении базовых физических потребностей человека. В статье проанализирована взаимосвязь человеческого восприятия пространственных и социальных границ делийского рынка посетителями через органы чувств человека с его самоощущением. Изучены визуальные образы рынков Дели, их вписанность в культурный пласт Индии; звуки и запахи рыночного района города как индикаторы и ощущенческие границы социально-географического положения местного населения. 

96-122 5
Аннотация

Краеведческие зины, или самодельные преимущественно печатные издания, посвященные местной истории и  культуре, являются уникальным средством визуальной репрезентации локальной идентичности. Они позволяют жителям самостоятельно исследовать, документировать и  распространять материалы о своем городе.

Основной тезис статьи заключается в  том, что современные краеведческие зины представляют собой гибридный инструмент визуальной антропологии, соединяющий субъективный опыт и  визуальные стратегии, позволяющие исследовать городскую идентичность (и  себя в  городе) через персонализированные формы творчества.

В статье ставится вопрос, как зины функционируют в качестве визуального медиума, формирующего представления горожан о  городском пространстве. Особое внимание уделено роли зинов в  построении связи между жителями и  окружающим их городским пространством, а  также в  осмыслении микроисторий и  маргинальных нарративов, зачастую отсутствующих в официальной городской хронике.

Методологическая основа исследования включает качественный контент-анализ краеведческих зинов, объединяющий анализ визуальных компонентов (иллюстраций, фотографий, коллажей, графических решений) и  текстовых материалов (эссе, стихотворений, личных историй), а  также полуструктурированные интервью с  их создателями. Автор анализирует, каким образом визуальные элементы (иллюстрации, фотографии, коллажи) и  текстовые компоненты (короткие эссе, стихотворения, личные истории) взаимодействуют друг с  другом для передачи опыта проживания в  городе и формирования его образа. 

ИНТЕРВЬЮ

124-133 6
Аннотация

Петров Никита Викторович — кандидат филологических наук, заведующий Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС, доцент Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, Москва, Россия. В 2020 году в  Урюпинске (Волгоградская область) проходило масштабное празднование 400-летия города, в рамках которого состоялся III фестиваль городской культуры Artemoff. Никита Викторович Петров принял участие в фестивале в качестве куратора антропологического блока, кроме того прочитал лекцию «Городской текст и сторителлинг». Участники антропологического блока подготовили и  представили презентации своих проектов для последующей реализации (например, проект «Урюпинские козочки» Екатерины Лапиной или концепцию выставки в  музее «Чем пахнут ремесла» Натальи Яковенко). Также Никита Викторович посетил местный Художественно-краеведческий музей, где познакомился с  «серебряными» волонтерами: объединением пенсионерок, активно участвующих в жизни города. Вместе с директором музея Натальей Яковенко «серебряные» волонтеры хотели изменить формат городских экскурсий, чтобы прогулки не просто сопровождались набором фактов о  зданиях, памятниках и улицах, но были увлекательными погружениями в городскую среду Урюпинска. В процессе обсуждения выяснилось, что самый понятный способ осуществить это  — обучиться азам городской антропологии, затем собрать устные интервью про город и подать заявку в Фонд президентских грантов, чтобы реализовать все задуманное. Волонтеры заявку подали, грант выиграли и пригласили городского антрополога, чтобы он прочитал курс лекций и провел практические занятия. В интервью Никита Викторович рассказал о том, как он обучал «серебряных» волонтеров методам полевых исследований и каких результатов в итоге удалось достичь.

Новости

2025-09-16

Журнал «Фольклор и антропология города» вошёл во второй уровень (У2) Белого списка

Мы рады поделиться замечательной новостью: научный журнал «Фольклор и антропология города» получил второй уровень (У2) в Белом списке Министерства науки и высшего образования РФ.

Что такое Белый список?
Это официальный перечень наиболее авторитетных научных журналов, созданный Российским центром научной информации для оценки публикационной активности. В него входят около 29 тысяч российских и международных изданий, индексируемых в ведущих наукометрических базах данных.

Журналы в Белом списке распределяются по уровням:

У1 — самые престижные журналы
У2 — высокого научного уровня
У3 — качественные издания
У4 — базовый уровень

Журнал «Фольклор и антропология города» издаётся ШАГИ РАНХиГС с 2018 года и объединяет исследователей из России и других стран.

Еще объявления...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.