Экскурсии за модернизм. Кто, как и зачем популяризирует советскую архитектуру 1950–1980-х
EDN: IJDVDL
Аннотация
Статья посвящена рефлексии практик, направленных на популяризацию советского модернизма 1950–1980-х годов, через феномен авторских экскурсий. Актуальность исследования обусловлена растущим публичным интересом к этому архитектурному наследию, с одной стороны, и обострившимися угрозами его сохранности, с другой. Цель работы — не оценить успешность этих практик, а проанализировать мотивацию, общие черты и эволюцию взглядов популяризаторов, не объединенных в формальное движение. Методологической основой исследования выступил качественный анализ транскриптов глубинных интервью с тринадцатью опытными гидами, специализирующимися на советском модернизме. В основу методологии лег отказ от анализа «персон» в пользу «монтажа высказываний» через выявление сквозных тем. Авторы, сами являющиеся историками архитектуры с опытом экскурсионной работы, занимают рефлексивную позицию, рассматривая собеседников одновременно как участников наблюдения и интеллектуальных соавторов. В результате анализа транскриптов были выявлены и систематизированы семь ключевых метафорических «путей», через которые экскурсоводы осмысляют свою деятельность: экскурсии как путешествие в воображаемое пространство; как путь диалога и обмена мнениями; путь к принятию и терапевтическому примирению с модернистской средой; путь к знанию; путь к формированию сообществ; путь к идентичности через осмысление взаимоотношений местного контекста и интернационального стиля; наконец, как путь к сохранению наследия. Статья предлагает взгляд «изнутри» на эволюцию экскурсионных практик и их место в современной культуре интереса к советскому модернизму. Итогом работы становится многоголосый портрет сообщества, находящегося в творческом и интеллектуальном движении. Статья демонстрирует, как в рамках экскурсионной практики не только конструируются нарративы о наследии и идентичность сообществ, но развивается кооперация во имя сохранения модернизма, а ретротопия работает не только как ностальгическое убежище от реальности, но и как инструмент критики современного градостроительства.
Ключевые слова
Об авторах
К. М. ГудковРоссия
Константин Михайлович Гудков
Москва
А. С. Дуднев
Россия
Александр Сергеевич Дуднев
Москва
Список литературы
1. Броновицкая, А., Малинин, Н. (2016). Москва: архитектура советского модернизма, 1955–1991. Справочник-путеводитель. М.: Музей современного искусства «Гараж».
2. Данилов, В. В. (2022). Образ «советского модернизма» в архитектурно-критическом дискурсе журнала «Проект Россия» 1990-х гг. Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология», 2022(7, часть 2), 185–198. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-7-185-198
3. Еремеева, А. Н. (2024). Потенциал советского архитектурного модернизма: практики освоения. В И. И. Горлова (Ред.). Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия. Сборник научных статей по итогам IX международного научного форума, 115–127. М.: Институт Наследия.
4. Казакова, О. (2022). О проблемах и перспективах изучения архитектуры советского модернизма в постколониальную эпоху. Новое литературное обозрение. 2022(178), 320–334. https://doi.org/10.53953/08696365_2022_178_6_320
5. Хазерли, О. (2019). Воинствующий модернизм. Защита модернизма от его защитников. М.: Кучково поле.
Рецензия
Для цитирования:
Гудков К.М., Дуднев А.С. Экскурсии за модернизм. Кто, как и зачем популяризирует советскую архитектуру 1950–1980-х. Фольклор и антропология города. 2025;7(4):45-72. EDN: IJDVDL
For citation:
Gudkov K.M., Dudnev A.S. Guided by modernism: Popularizing Soviet architecture of the 1950s–1980s — the who, how, and why. Urban Folklore and Anthropology. 2025;7(4):45-72. (In Russ.) EDN: IJDVDL



















