Preview

Фольклор и антропология города

Расширенный поиск

Городская медиация как формат постэкскурсионной репрезентации городской культуры

EDN: PWTRNS

Аннотация

В статье рассматривается понятие «городская медиация» как пример экскурсионной деятельности, которая представляет из себя прогулку с вовлечением аудитории. Приводится краткая история понятия «медиация» в культуре, и рассматривается возможность применимости этого подхода в экскурсионной деятельности. Цель городской медиации определяется как противоположная экскурсии: не рассказать факты, а пробудить интерес к собственному пониманию места. Приводятся примеры из опыта проведения городской медиации автором статьи. Рассматриваются принципы городской медиации: дискуссионность, изменяемость маршрута, соблюдение баланса между вмешательством и невмешательством в исследуемую среду. Также рассматриваются с критических позиций такие экскурсионные цели, как стремление очаровать экскурсантов объектами показа, стремление сделать экскурсию креативной и интерактивной и возможность ориентирования городской медиации на массового зрителя.

Практика городской медиации демонстрирует, что потребность в медиирующих интервенциях возникает преимущественно в пространствах, лишенных очевидного исторического нарратива, где вместо рассказа об «истории места» востребованы аналитические интерпретации. При этом медиация редко формулируется как запрос широкой аудитории: большинство участников прогулок (около двух третей) испытывает затруднение при переходе от пассивного восприятия к дискуссии, что нередко сопровождается неудовлетворенностью объемом полученной информации. Одновременно формируется активное меньшинство, позитивно воспринимающее дискуссионный формат и подчеркивающее его значимость. Обсуждение критериев успешности показало, что ориентация на количественные показатели смещает фокус к массовому туризму, тогда как «элитарные» дискуссионные подходы, востребованные меньшинством, обладают более высокой содержательной ценностью для городской медиации.

Об авторе

И. В. Маслова
Московский государственный строительный университет
Россия

Маслова Ира

Москва



Список литературы

1. Афанасьев, О. Е., Афанасьева, А. В. (2024). Инновационные технологии в экскурсионной индустрии. М.: Кнорус.

2. Выготский, Л. С. (1926). Педагогическая психология. М.: Работник просвещения.

3. Дебор, Ги. (2017). Психогеография. М.: Ад Маргинем Пресс.

4. Емельянов, Б. В. (2009). Экскурсоведение. М.: Советский спорт.

5. Мерш, К. (2012). Время (для) культурной медиации. Цюрих: Про Гельвеция, 2012.

6. Пиаже, Ж. (1994). Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс.

7. Роджерс, К. (2002). Свобода учиться. М.: Смысл.

8. Романова, М. (2023). Методическое пособие по разработке и реализации программ медиации. М.: Гараж.

9. Фрейре, П. (2018). Педагогика угнетенных. М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус.


Рецензия

Для цитирования:


Маслова И.В. Городская медиация как формат постэкскурсионной репрезентации городской культуры. Фольклор и антропология города. 2025;7(4):128-143. EDN: PWTRNS

For citation:


Maslova I.V. Urban mediation as a format of post-tour representations of urban culture. Urban Folklore and Anthropology. 2025;7(4):128-143. (In Russ.) EDN: PWTRNS

Просмотров: 42


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3895 (Print)