Змиёвская балка (Ростов-на-Дону): память о Холокосте в конкуренции жертв
https://doi.org/10.22394/2658-3895-2024-6-1-2-14-38
Аннотация
Статья посвящена конфликтам памяти вокруг Змиёвской балки в Ростове-на-Дону, который во время оккупации стал местом самого массового уничтожения евреев на территории РСФСР. Администрация города сопротивляется попыткам обозначить Змиёвскую балку как место памяти о Холокосте. Причины этого сопротивления лежат в советской политике памяти и современной исторической политике. Советский нарратив о войне, где евреи не выделялись в отдельную категорию жертв или представлялись жертвой менее значительной, чем славяне, до сих пор влияет на исторические представления граждан. Многие не знают, что у нацистов была особая политика по отношению к евреям, и убеждены, что оккупанты уничтожали всех советских граждан на равных основаниях. Влияние советского нарратива поддерживается современной политикой памяти. Хотя Россия, в отличие от СССР, не отрицает и не замалчивает Холокост, идея исключительности советской, русской или славянской жертвы важна для нее так же, как она была важна для СССР. Статус народа, который понес самые большие жертвы во Второй мировой войне — это тот символический капитал, который многие россияне привыкли считать своим. Поэтому классическая концепция Холокоста — как события, уникального не только для истории Второй мировой войны, но и для мировой истории — с трудом вписывается в современный российский нарратив о войне. Попытки обозначить мемориал на Змиёвской балке как место памяти о Холокосте воспринимаются многими чиновниками и рядовыми гражданами как посягательство на статус главной жертвы войны.
Об авторе
А. А. КирзюкРоссия
Анна Андреевна Кирзюк
Москва
Список литературы
1. Альтман, И. (2021). Память о Холокосте в современной России. Декодер, 21.05.2021. Режим доступа: https://www.dekoder.org/ru/gnose/pamyat-o-holokoste-v-sovremennoy-rossii#fuss16
2. Альтшулер, М. (2009). Деятельность евреев по увековечению памяти о Холокосте в Советском Союзе в эпоху Сталина. В Яд Вашем: Исследования, 171–192. М.: Мосты культуры.
3. Ассман, А. (2016). Новое недовольство мемориальной культурой. М.: НЛО.
4. Арад, И. (1990). Катастрофа европейского еврейства в советской историографии. В И. Арад. (Авт.). Холокауст: Катастрофа европейского еврейства. Сборник статей, 137–163. Иерусалим: Яд Вашем.
5. Бешкинская, В., Миллер, А. (2020). 75-летие Победы в российской политике памяти — предварительные итоги. Россия в глобальной политике, 5(сент.-окт.). Режим доступа: https://globalaffairs.ru/articles/stradaniya-tyl-vojna/#_ftn1
6. Винклер, К. (2012). Память о Холокосте в современной России. В Холокост на территории СССР. Материалы XIX Международной ежегодной конференции по иудаике, том 1, 131–143. М.: Сэфер, НПЦ «Холокост».
7. Дюков, А. (2011). «Русский должен умереть!» От чего спасла нас Красная Армия. М.: Эксмо.
8. Егоров, А., Боголюбов, К. (Ред.). (1990). Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК, 12. М.: Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
9. Епифанова, А. (2017). От запрета на память к попыткам мемориализации? Анализ представления темы Холокоста в российских учебниках истории, 1990–2016 гг.
10. В И. Альтман (Ред.). Мы не можем молчать: Школьники и студенты о Холокосте, вып. 14, 207–217. М.: Центр и Фонд «Холокост»: МИК.
11. Калинин, И. (2021). Историческая политика. В А. Завадский, В. Дубина (Ред.). Все в прошлом. Теория и практика публичной истории, 355–376. М.: Новое издательство.
12. Канторович, Н. (2009). Реакция на процесс Эйхмана в Советском Союзе: Попытка предварительного анализа, 1960–1965 годы. В Д. Романовский, Д. Зильберкланг (Ред.). Яд Вашем: исследования, вып. 1, 193–232. Иерусалим: Яд Вашем.
13. Копосов, Н. (2011). Память строгого режима. Историка и политика в России. М.: НЛО.
14. Крехалева, Е. (2017). Отражение истории холокоста в учебниках по отечественной истории России, Украины и Беларуси как основа формирования толерантности. В И. Альтман (Ред.). Мы не можем молчать: Школьники и студенты о Холокосте, вып. 14, 56–62. М.: Центр и Фонд «Холокост»: МИК.
15. Кринко, Е., Хлынина, Т. (2020). «Причем здесь мемориал?». 9 мая 2013 г. на Театральной площади в Ростове-на-Дону. В М. Габович (Ред.). Памятник и праздник: этнография Дня Победы, 152–178. СПб.: Нестор-История.
16. Локшин, А. (2014). Помнить или забыть? Отношение к Холокосту советского режима и общества. В Т. Тарасова, Е. Носенко-Штейн (Ред.). Помнить о прошлом ради будущего: еврейская идентичность и коллективная память, 75–100. М.: ИВ РАН.
17. Малинова, О. (2013). Проблема политически «пригодного» прошлого и эволюция официальной символической политики в постсоветской России. Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований, 1, 114–130.
18. Махалов, В. (1974, 9 мая). Истина торжествует наперекор фальсификациям. Известия, 1974(4), 3.
19. Мицель, М. (2007). Запрет на увековечение памяти как способ замалчивания Холокоста: практика КПУ в отношении Бабьего Яра. Голокост і сучасність, 1(2), 9–30.
20. Мовшович, Е. (2011). Ростов-на-Дону. В И. Альтман (Ред.). Холокост на территории СССР. Энциклопедия. М.: РОСПЭН, НПЦ «Холокост».
21. Полян, П. (2016). Историомор, или Трепанация памяти: битвы за правду о ГУЛАГе, депортациях, войне и Холокосте. М.: АСТ.
22. Радченко, Д. (2019). Бабы жарят крокодила: право на интерпретацию памятника. Фольклор и антропология города, II(1–2), 230–255. Столов, В. (1998). Еврейская история в Российской школе. Еврейская школа, 1998(1). Режим доступа: http://old.ort.spb.ru/nesh/stolov.htm#pr6
23. Чарный, С. (2013). Роль еврейских общин юга в сохранении и мемориализации памяти о Холокосте (на примере Ростова-на-Дону). В К. Феферман, И. Альтман, Л. Терушкин (Ред.). История Холокоста на Северном Кавказе и судьбы еврейской интеллигенции во время Второй мировой войны. Материалы 7-й международной конференции «Уроки Холокоста и современная Россия». М.: НПЦ «Холокост».
24. Чевеля, Я. (Авт.-сост.). (2013). Змиевская балка: вопреки. Ростов-на-Дону: Феникс.
25. Эппле, Н. (2020). Неудобное прошлое: память о государственных преступлениях в России и других странах. М.: НЛО.
26. Яковлев, Е. (2017). Война на уничтожение. Что готовил Третий Рейх для России. СПб.: Питер.
27. Gill, G. (2011). Symbols and Legitimacy in Soviet Politics. Cambridge: Cambridge University Press.
28. Gitelman, Z. (1997). Politics and Historiography of the Holocaust in the Soviet Union. In Z. Gitelman (Ed.). Bitter legacy: confronting the Holocaust in the USSR. Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press.
29. Khiterer, V. (2017). Memorialization of the Holocaust in Minsk and Kiev. In V. Khiterer, Gruber A. (Eds.). Holocaust Resistance in Europe and America: New aspects and dilemmas, 95–131. Cambridge Scholars Publishing.
30. Rebrova, I. (2020). Re-constructing grassroots Holocaust memory: The case of the North Caucasus. De Gruyter Oldenbourg.
31. Rozett, R. (2022). Competitive Victimhood and Holocaust Distortion. Israel Journal of Foreign Affairs, 23 Apr. Retrieved from https://doi.org/10.1080/23739770.2022.2059740
32. Weiss-Wendt, А. (2021). Holocaust discourse in Putin’s Russia as a foreign policy tool. In D. Hoffman (Ed.). The memory of the Second World War in Soviet and Post-Soviet Russia, 276–298. New-York: Routledge.
33. Zeltser, A. (2019). Unwelcome memory: Holocaust monuments in the Soviet Union. Jerusalem: Yad Vashem.
Рецензия
Для цитирования:
Кирзюк А.А. Змиёвская балка (Ростов-на-Дону): память о Холокосте в конкуренции жертв. Фольклор и антропология города. 2024;6(1-2):14-38. https://doi.org/10.22394/2658-3895-2024-6-1-2-14-38
For citation:
Kirzyuk A.A. Zmiyovskaya balka (Rostov-on-Don): Memory of the Holocaust and competition of victims. Urban Folklore and Anthropology. 2024;6(1-2):14-38. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2658-3895-2024-6-1-2-14-38