«Спят усталые игрушки…»: колыбельные в современном городе
https://doi.org/10.22394/2658-3895-2025-7-1-37-51
Аннотация
Статья посвящена колыбельной «Спят усталые игрушки» из популярной советской передачи «Спокойной ночи, малыши…». Данные полевого исследования, проведенного автором в Санкт-Петербурге в период с 2008 по 2024 годы, показывают, что песня — одна из самых упоминаемых в современном городском репертуаре убаюкивания. Предмет исследования — включение нового медийного формата колыбельных в устную повседневную практику. В статье анализируется текстовая, визуальная и музыкальная составляющая заставки передачи, в которой звучала колыбельная. В результате анализа автор приходит к следующим выводам. В отличие от традиционной колыбельной, адресатом которой был младенец, колыбельная, звучащая с экранов, была рассчитана на широкую аудиторию. Текстовая составляющая имеет формальные признаки колыбельного жанра, включает мотив пожелания сна «все спят, и ты спи» и маркеры «баю-бай». При этом текст в большей степени ориентирован на литературный
канон и авторские колыбельные, созданные в советское время, чем на традиционную колыбельную песню. За время существования передачи ее заставки неоднократно менялись, начиная с черно-белой рисованной и заканчивая любимой аудиторией заставкой А. М. Татарского в технике пластилиновой анимации. Транслируемая ежевечерне и рассчитанная на широкую аудиторию, колыбельная в сочетании с музыкальным и визуальным текстом попадала в зону личного за счет адресованности ребенку, мужской вокальной партии и анимированной заставки, облегчающей восприятие текста. Первоначально медийная, колыбельная включается в приватную семейную практику и входит в устный канон.
Об авторе
С. О. КуприяноваРоссия
Софья Олеговна Куприянова
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Богданов, К. А. (2008). Право на сон и условные рефлексы: колыбельные песни в советской культуре 1930–1950-х годов. В Н. Борисова, К. Богданов, Ю. Мурашов (Ред.). СССР: Территория любви. М.: Новое издательство.
2. Головин, В. В. (2000). Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. Aбо: Akademi University Press.
3. Куприянова, C. О. (2022). Убаюкивание как культурная практика, или О волчке на краю. СПб.: Пропповский центр.
4. Мак-Люэн, М. (2004). Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр.
5. Малюкова, Л. Л. (2012). Пилот. Нельзя, но сделаем. В Я. Левченко, М. Медведев (Ред.). Сверх/кино: Современная российская анимация: Девяностые/нулевые: книга-альбом, 18–43. СПб.: Умная Маша.
6. Прохорова, Е. (2008). Отход ко сну как прием, или Чему нас учили Хрюша и Степашка. В И. Кукулин, М. Липовецкий, М. Майофис (Ред.). Веселые человечки: Культурные герои советского детства, 408–429. М.: Новое литературное обозрение.
7. Шак, Ф. М. (2015). Советский джаз как феномен массовой культуры. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2015(3/164), 170–178.
Рецензия
Для цитирования:
Куприянова С.О. «Спят усталые игрушки…»: колыбельные в современном городе. Фольклор и антропология города. 2025;7(1):37-51. https://doi.org/10.22394/2658-3895-2025-7-1-37-51
For citation:
Kupriianova S.O. “The Tired Toys are Sleeping”: Lullabies in the City. Urban Folklore and Anthropology. 2025;7(1):37-51. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2658-3895-2025-7-1-37-51