Preview

Фольклор и антропология города

Расширенный поиск

«Фольклор и антропология города» — рецензируемый научный журнал, посвященный широкому спектру - исследований фольклора и антропологии города.

Журнал основан в мае 2018 года. Издается Школой актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) при Институте общественных наук РАНХиГС. Выходит четыре раза в год.

Журнал предоставляет свои страницы для англоязычных публикаций; не исключается и выпуск отдельных англоязычных номеров.

Типы публикуемых материалов

Редакция журнала принимает к рассмотрению следующие типы рукописей: оригинальная статья, обзор, рецензия на книгу, интервью, перевод. Публикация в журнале возможна на следующих языках: русский, английский.

Текущий выпуск

Том 7, № 1 (2025): СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОДСКОЙ ФОЛЬКЛОР
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

14-36 68
Аннотация

Современному человеку привычно идентифицировать себя и других через профессиональное сообщество, к которому он принадлежит. Особенно это заметно в жанре некролога, где трудовая биография, общественные заслуги и набор деловых качеств покойного затмевают его личностные черты и качества. В итоге указание на профессию, причастность к конкретной организации и перечисление достижений в работе становятся неотъемлемой чертой жанра современных некрологов. Порядок публикации некролога в газете отражает актуальную социальную иерархию и демонстрирует социальный статус покойного при жизни. Автор некролога зачастую представлен как коллективный говорящий — представитель конкретной организации. Также причастность к определенным институтам и сферам деятельности прослеживается в оформлении надгробий в пространстве современного городского кладбища — земные успехи умерших нередко фиксируются в пространстве мертвых и, таким образом, увековечиваются. Получается, что институты и учреждения диктуют особый порядок включения покойного в пространство публичной памяти. Статья посвящена способам экспликации профессиональной идентичности покойного и экстернализации его трудовых достижений при помощи институционализированного набора выразительных средств и клише, выбора определенного жизненного сценария для описания жизни умершего. Выводы, изложенные в статье, опираются на данные исследования некрологов, опубликованных в «Царскосельской газете» в 2000–2015 годы — ведущем печатном средстве массовой информации г. Пушкина (город в составе Пушкинского района Санкт-Петербурга), а также на данные анализа надгробий начала XXI века на Кузьминском кладбище — одном из главных кладбищ города.

37-51 70
Аннотация

Статья посвящена колыбельной «Спят усталые игрушки» из популярной советской передачи «Спокойной ночи, малыши…». Данные полевого исследования, проведенного автором в Санкт-Петербурге в период с 2008 по 2024 годы, показывают, что песня — одна из самых упоминаемых в современном городском репертуаре убаюкивания. Предмет исследования — включение нового медийного формата колыбельных в устную повседневную практику. В статье анализируется текстовая, визуальная и музыкальная составляющая заставки передачи, в которой звучала колыбельная. В результате анализа автор приходит к следующим выводам. В отличие от традиционной колыбельной, адресатом которой был младенец, колыбельная, звучащая с экранов, была рассчитана на широкую аудиторию. Текстовая составляющая имеет формальные признаки колыбельного жанра, включает мотив пожелания сна «все спят, и ты спи» и маркеры «баю-бай». При этом текст в большей степени ориентирован на литературный

канон и авторские колыбельные, созданные в советское время, чем на традиционную колыбельную песню. За время существования передачи ее заставки неоднократно менялись, начиная с черно-белой рисованной и заканчивая любимой аудиторией заставкой А. М. Татарского в технике пластилиновой анимации. Транслируемая ежевечерне и рассчитанная на широкую аудиторию, колыбельная в сочетании с музыкальным и визуальным текстом попадала в зону личного за счет адресованности ребенку, мужской вокальной партии и анимированной заставки, облегчающей восприятие текста. Первоначально медийная, колыбельная включается в приватную семейную практику и входит в устный канон.

ПОЛЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

54-98 74
Аннотация

К публикации представлено собрание садистских стишков из архива записей детского фольклора, собранных в 1980-х годах в ходе университетских учебных практик Таллинского педагогического института под руководством Александра Федоровича Белоусова. Коллекция, состоящая из 49 общих тетрадей, была передана детьми Белоусова для обработки и архивации в Электронном архиве «Российская повседневность». Автор поставил перед собой задачу архивировать полученный для камеральной обработки материал, затем систематизировать содержащиеся в архиве садистские стишки, следуя принципам публикации стишков А. Ф. Белоусова в сборнике «Русский школьный фольклор». Наша цель дополнить записи всеми встречающимися в его архиве вариантами. Указатель включает нумерацию сюжетов, версии и разновидности версий, а также обозначения для пространных и кратких вариантов стишков. Информация о количестве содержащихся в архиве вариантов со ссылками на архивные единицы содержится в постраничных сносках. В результате работы с архивом были уточнены названия сюжетов, что проясняет классификацию вариантов стихотворений, кроме того, в перечне отражены новые сюжеты, дополняющие указатель А. Ф. Белоусова. При публикации новых сюжетов мы старались встроить их в логику исходного указателя, размещая тексты в блоке тематически сходных сюжетов, добавляя пометки bis, ter, quater, чтобы не сбивать исходную нумерацию.

99-107 61
Аннотация

В материалах представлен взгляд на коммуникацию дачников с точки зрения их аграрной деятельности. На основе материала, собранного в ходе фольклорной практики в 2018 году, вводится классификация типов передачи аграрных навыков, выдвигаются гипотезы о практическом смысле такой передачи. Различные способы взаимодействия дачников с растениями (включающие в себя как невербальное, так и вербальное «общение») передаются как от старшего поколения к младшему (первичный вариант), так и между представителями одного поколения. В том случае, когда владение навыками оба актора признают атрибутом важного для себя статуса «хорошего дачника», передача практики позволяет советчику занять доминирующее положение, при этом реципиент может признать такое распределение ролей или отказаться от статуса «младшего». Отказ становится возможным благодаря рассказу третьему лицу: перенимающий практику может указать или на то, что он не принял совета, или на то, что совет не представляет для него ценности. Существует также вариант рассказа о принятии совета, при котором статус советчика относительно статуса рассказчика не повышается.

НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ

VARIA



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.