Preview

Фольклор и антропология города

Расширенный поиск

«Фольклор и антропология города» — рецензируемый научный журнал, посвященный широкому спектру - исследований фольклора и антропологии города.

Журнал основан в мае 2018 года. Издается Школой актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) при Институте общественных наук РАНХиГС. Выходит четыре раза в год.

Журнал предоставляет свои страницы для англоязычных публикаций; не исключается и выпуск отдельных англоязычных номеров.

Типы публикуемых материалов

Редакция журнала принимает к рассмотрению следующие типы рукописей: оригинальная статья, обзор, рецензия на книгу, интервью, перевод. Публикация в журнале возможна на следующих языках: русский, английский.

Текущий выпуск

Том 7, № 3 (2025): Визуальность в городе: от видимой текстуры до осязаемого образа
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

26-57 157
Аннотация

В современных социальных и гуманитарных исследованиях разнообразные визуальные инструменты все чаще используются не только для фиксации информации или как иллюстрации к научным текстам, но и в качестве самостоятельной формы представления результатов, делая последние более доступными и увлекательными для широкой публики. Одной из форм визуализации является экспозиция. В статье представлен анализ различных выставочных проектов петербургской студии Gonzo: Research&Art. Обращаясь к темам духовных практик и религиозного опыта, семейной памяти, взаимодействия культур и отношения с Другим, исследуя жизнь в закрытых психоневрологических учреждениях, команда смело выходит за рамки традиционных выставочных пространств, вторгаясь в городскую среду. Размещение экспозиций в таких неожиданных местах, как крупные торговые центры или городские рынки, по замыслу, должно сделать невидимое  — видимым, дать услышать тех, кто обычно лишен права голоса, выстроить мосты между мало соприкасающимися в обычной жизни мирами. В беседе с сооснователем Gonzo Ксенией Диодоровой мы обсудили широкий круг вопросов: от формирования концепции выставок, работы «в поле» и интерпретации полевого материала — до создания художественно-образного воплощения такой интерпретации, взаимодействия с посетителями и обратной связи. Данный кейс дал нам возможность проанализировать потенциал экспозиции как особого медиума антропологического знания, поместив ее в контексты визуальной и городской антропологии, art&science, мультикультурных исследований, социального поворота в искусстве и эстетики участия. Основным выводом стало признание эвристического и гуманистического потенциала выставочного формата при обращении к сложным и даже конфликтным аспектам социальных взаимодействий, перспективности его использования для синергии научного и художественного методов познания.

58-73 130
Аннотация

В статье представлена методологическая рефлексия о документальном кино как самостоятельном методе визуального социологического исследования. На примере фильма «Путь домой», созданного авторами в сотрудничестве с благотворительной организацией «Ночлежка», рассматриваются возможности и ограничения использования видеокамеры в качестве исследовательского инструмента в поле. Камера выступает не просто способом фиксации эмпирического материала, но и в качестве медиатора, влияющего на динамику полевого взаимодействия и интерпретацию данных. Документальное кино в данном случае рассматривается не как инструмент иллюстрации результатов, а как полноценный метод социологического анализа, обладающий потенциалом для более глубокого понимания социальных процессов. В статье также поднимаются вопросы визуальной репрезентации маргинальности в городской среде, анализа визуального языка, этических дилемм и взаимодействия с уязвимыми участниками исследования. Авторы показывают, что преимущества документального кино заключаются в его способности захватывать контекст, эмоции, динамику взаимодействий и  множественные голоса, которые нередко теряются при использовании традиционных текстовых методов в социологии. Работа с камерой помогает фиксировать сложные социальные процессы и одновременно становится инициатором для рефлексии — как со стороны исследователя, так и со стороны участников и зрителей. В то же время метод обладает рядом ограничений, таких как деформация исследуемой реальности, фрагментарность эмпирического материала и риск редуцирования нарратива.

74-95 137
Аннотация

Традиционно рынки Дели — перенасыщенные пространства для восприятия органами чувств: какофония звуков, противоречивость запахов, яркий каскад изображений. Сенситивная призма исследования позволяет оценить, как телесные ощущения связаны с социальностью, что мы можем использовать для более глубокого понимания социального порядка на рынке и  места человека в нем. Какие маркеры свидетельствуют о комфорте и безопасности, а какие заставляют чувствовать себя неуместно и уязвимо? Где проходит граница маркировки, которую понимают местные и приезжие, а где такие границы существуют только в восприятии гостей делийских рынков?

Инструментом для нашего исследования является исследовательская рефлексия в формате дневников наблюдения, документальных видео- и фотоматериалов, записанных на диктофон звуков делийских рынков, а  формат статьи подразумевает интеграцию авторского цифрового материала (фотографии  — печать, куар-код; видео, аудио — куар-код) в тело статьи.

Исследование показывает, что нахождение на рынках Дели — это не только вопрос визуального восприятия, но и  динамическое взаимодействие всех остальных сенситивных аспектов, сигнализирующих об удовлетворении базовых физических потребностей человека. В статье проанализирована взаимосвязь человеческого восприятия пространственных и социальных границ делийского рынка посетителями через органы чувств человека с его самоощущением. Изучены визуальные образы рынков Дели, их вписанность в культурный пласт Индии; звуки и запахи рыночного района города как индикаторы и ощущенческие границы социально-географического положения местного населения. 

96-122 251
Аннотация

Краеведческие зины, или самодельные преимущественно печатные издания, посвященные местной истории и  культуре, являются уникальным средством визуальной репрезентации локальной идентичности. Они позволяют жителям самостоятельно исследовать, документировать и  распространять материалы о своем городе.

Основной тезис статьи заключается в  том, что современные краеведческие зины представляют собой гибридный инструмент визуальной антропологии, соединяющий субъективный опыт и  визуальные стратегии, позволяющие исследовать городскую идентичность (и  себя в  городе) через персонализированные формы творчества.

В статье ставится вопрос, как зины функционируют в качестве визуального медиума, формирующего представления горожан о  городском пространстве. Особое внимание уделено роли зинов в  построении связи между жителями и  окружающим их городским пространством, а  также в  осмыслении микроисторий и  маргинальных нарративов, зачастую отсутствующих в официальной городской хронике.

Методологическая основа исследования включает качественный контент-анализ краеведческих зинов, объединяющий анализ визуальных компонентов (иллюстраций, фотографий, коллажей, графических решений) и  текстовых материалов (эссе, стихотворений, личных историй), а  также полуструктурированные интервью с  их создателями. Автор анализирует, каким образом визуальные элементы (иллюстрации, фотографии, коллажи) и  текстовые компоненты (короткие эссе, стихотворения, личные истории) взаимодействуют друг с  другом для передачи опыта проживания в  городе и формирования его образа. 

ИНТЕРВЬЮ

124-133 113
Аннотация

Петров Никита Викторович — кандидат филологических наук, заведующий Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС, доцент Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, Москва, Россия. В 2020 году в  Урюпинске (Волгоградская область) проходило масштабное празднование 400-летия города, в рамках которого состоялся III фестиваль городской культуры Artemoff. Никита Викторович Петров принял участие в фестивале в качестве куратора антропологического блока, кроме того прочитал лекцию «Городской текст и сторителлинг». Участники антропологического блока подготовили и  представили презентации своих проектов для последующей реализации (например, проект «Урюпинские козочки» Екатерины Лапиной или концепцию выставки в  музее «Чем пахнут ремесла» Натальи Яковенко). Также Никита Викторович посетил местный Художественно-краеведческий музей, где познакомился с  «серебряными» волонтерами: объединением пенсионерок, активно участвующих в жизни города. Вместе с директором музея Натальей Яковенко «серебряные» волонтеры хотели изменить формат городских экскурсий, чтобы прогулки не просто сопровождались набором фактов о  зданиях, памятниках и улицах, но были увлекательными погружениями в городскую среду Урюпинска. В процессе обсуждения выяснилось, что самый понятный способ осуществить это  — обучиться азам городской антропологии, затем собрать устные интервью про город и подать заявку в Фонд президентских грантов, чтобы реализовать все задуманное. Волонтеры заявку подали, грант выиграли и пригласили городского антрополога, чтобы он прочитал курс лекций и провел практические занятия. В интервью Никита Викторович рассказал о том, как он обучал «серебряных» волонтеров методам полевых исследований и каких результатов в итоге удалось достичь.

Новости

2025-10-13

Современное язычество: воображаемое наследие и практики повседневности

Постсекулярный культурный ландшафт наших дней (Taylor 2007, Engelke 2012) отличается немалым разнообразием вероучений, среди которых заметное место занимают так называемые «неоязыческие». Эти вероучения, или духовные искания, во многом опираются на представления об «исконной» религиозности, как правило, дохристианской, бытовавшей на конкретных территориях и ныне реконструируемой (или даже откровенно конструируемой) ради предполагаемого восстановления «родной веры» (Шиженский 2023, Королев 2025). При всем том вероучения такого рода являются, безусловно, продуктами современной культуры, что признают и теоретики неоязычества (Hutton 1999); эта двойная темпоральность (Ссорин-Чайков 2011) неоязычества проявляет себя множеством способов.

Еще объявления...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.