Preview

Фольклор и антропология города

Расширенный поиск
Том 7, № 4 (2025): Экскурсия как метод
Скачать выпуск PDF

ЭКСКУРСИЯ КАК МЕТОД

ЭКСКУРСИЯ: СОВМЕСТНОЕ СОЗДАНИЕ ПРОШЛОГО

18-44 69
Аннотация

В статье рассматриваются процессы культурной апроприации — присвоения артефактов, форм культурного самовыражения и других элементов чужой культуры, включая различные формы адаптации наследия и его вписывания в повседневный контекст. На примере Калининградской области показано, как непростые отношения с немецким культурным наследием влияют не только на работу городских активистов, связанную с сохранением и реставрацией объектов, но и на экскурсионную деятельность. Авторы приходят к выводу о том, что на фоне высокого туристического потенциала региона наблюдается множество конфликтующих моделей восприятия немецкого наследия. Городские экскурсии, в определенной мере, способствуют апроприации культурного наследия, формируя удобные для восприятия контексты. В частности, можно обнаружить не только фокусировку экскурсионных бюро и частных экскурсоводов на средневековой истории и истории воинской славы, но также появление различных досуговых форматов, в которых городские фасады становятся привлекательными декорациями без прямых отсылок к историческим событиям. Возможные последствия подобного адаптированного формата — утрата целостного, объективного восприятия истории региона, без перекосов как в сторону идеализации немецкого наследия, так и в сторону его демонизации. С недавнего времени популярность приобретают и более нишевые экскурсионные маршруты и сюжеты, которые раскрывают историю региона во всем многообразии его культурных и исторических слоев. Такая модель апроприации непосредственно связана с практиками заботы о памятниках, их сохранения активистами и демонстрации как эстетически привлекательных и социально вовлекающих объектов. Туристический продукт отражает изменения вкусов, представлений об аутентичности и способов ее демонстрации и, в целом, стратегии апроприации как таковые.

45-72 69
Аннотация

Статья посвящена рефлексии практик, направленных на популяризацию советского модернизма 1950–1980-х годов, через феномен авторских экскурсий. Актуальность исследования обусловлена растущим публичным интересом к этому архитектурному наследию, с одной стороны, и обострившимися угрозами его сохранности, с другой. Цель работы — не оценить успешность этих практик, а проанализировать мотивацию, общие черты и эволюцию взглядов популяризаторов, не объединенных в формальное движение. Методологической основой исследования выступил качественный анализ транскриптов глубинных интервью с тринадцатью опытными гидами, специализирующимися на советском модернизме. В основу методологии лег отказ от анализа «персон» в пользу «монтажа высказываний» через выявление сквозных тем. Авторы, сами являющиеся историками архитектуры с опытом экскурсионной работы, занимают рефлексивную позицию, рассматривая собеседников одновременно как участников наблюдения и интеллектуальных соавторов. В результате анализа транскриптов были выявлены и систематизированы семь ключевых метафорических «путей», через которые экскурсоводы осмысляют свою деятельность: экскурсии как путешествие в воображаемое пространство; как путь диалога и обмена мнениями; путь к принятию и терапевтическому примирению с модернистской средой; путь к знанию; путь к формированию сообществ; путь к идентичности через осмысление взаимоотношений местного контекста и интернационального стиля; наконец, как путь к сохранению наследия. Статья предлагает взгляд «изнутри» на эволюцию экскурсионных практик и их место в современной культуре интереса к советскому модернизму. Итогом работы становится многоголосый портрет сообщества, находящегося в творческом и интеллектуальном движении. Статья демонстрирует, как в рамках экскурсионной практики не только конструируются нарративы о наследии и идентичность сообществ, но развивается кооперация во имя сохранения модернизма, а ретротопия работает не только как ностальгическое убежище от реальности, но и как инструмент критики современного градостроительства.

СОУЧАСТВУЮЩЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ

74-91 93
Аннотация

Статья посвящена комплексному исследованию восприятия и осмысления практики соучастия среди российских урбанистов поколения взрывной институциализации соучаствующего проектирования (2010–2020-е годы). Этот этап, отмеченный появлением федеральных программ вроде «Формирования комфортной городской среды» и Конкурса малых городов, сформировал новое поколение специалистов, для которых вовлечение горожан стало неотъемлемым, хотя и проблематичным требованием. Эмпирическую основу исследования составило 21 глубинное биографическое интервью с информантами различных профессий (архитекторы, городские активисты, социологи, градостроители и пр.), работающими как в коммерческом, так и в государственном секторе, с профильным образованием и без него. Ключевым выводом исследования является обнаружение фундаментального внутреннего конфликта в профессиональном самосознании современных урбанистов. Авторы идентифицируют и описывают два противоречащих друг другу образа профессии: «урбанизм-науку», стремящуюся к универсальным, конвертируемым знаниям и решениям, и «урбанизм-практику», ориентированную на уникальные и непереносимые контекстные кейсы. Эта двойственность, теоретически осмысленная через концепции «множественности» Аннмари Мол и «разделения миров» Бруно Латура, пронизывает все аспекты мировоззрения респондентов. Исследование демонстрирует, что, несмотря на единогласное признание необходимости соучаствующего проектирования, в сообществе отсутствует консенсус относительно его определения, методологии и границ. Это порождает внутренние противоречия в ответах на вопросы о гендерном равенстве, роли муниципалитетов и агентности горожан. Урбанисты оказываются в положении, когда они вынуждены одновременно быть беспристрастными экспертами («рупором фактов») и активными политическими акторами, медиаторами интересов. Таким образом, работа вскрывает глубокие мировоззренческие и практические напряжения, определяющие ландшафт современной российской урбанистики.

92-126 42
Аннотация

Статья посвящена применению метода аффективного картографирования в исследовании памяти, утраты и пространственного воображения среди вынужденных переселенцев из Гадрутского района Нагорного Карабаха после войны 2020 года. Исследование, проведенное в Ереване и Степанакерте в 2022 году, было направлено не на анализ нарративов, а на понимание самого процесса рисования как формы воспоминания. Участникам предлагалось нарисовать «свой Гадрут» — не географически точный, а эмоционально насыщенный образ города, каким они его помнят и переживают. Рисование карт сопровождалось устным рассказом, в котором прошлое соединялось с настоящим моментом высказывания и переноса себя туда и сюда. Этот процесс позволил наблюдать, как телесные и эмоциональные воспоминания оживают через действие, превращая память в событие.

Мы предлагаем рассматривать такие рисунки как идиопространства — личные топографии памяти, аналогичные идиолектам в языке. Каждая карта представляет не только индивидуальный взгляд на город/село, но и способ вновь пережить и артикулировать связь с местом, утратившим материальное присутствие. Метод аффективных карт, таким образом, позволяет реконструировать эмоциональную географию повседневной жизни до утраты и понять, как социальная память формируется через жест, рассказ и соучастие. Аффективное картографирование выступает как гуманитарная и исследовательская практика, в которой личное воспоминание превращается в воображаемое возвращение и повторное переживание дома.

ПРИКЛАДНЫЕ КЕЙСЫ

128-143 43
Аннотация

В статье рассматривается понятие «городская медиация» как пример экскурсионной деятельности, которая представляет из себя прогулку с вовлечением аудитории. Приводится краткая история понятия «медиация» в культуре, и рассматривается возможность применимости этого подхода в экскурсионной деятельности. Цель городской медиации определяется как противоположная экскурсии: не рассказать факты, а пробудить интерес к собственному пониманию места. Приводятся примеры из опыта проведения городской медиации автором статьи. Рассматриваются принципы городской медиации: дискуссионность, изменяемость маршрута, соблюдение баланса между вмешательством и невмешательством в исследуемую среду. Также рассматриваются с критических позиций такие экскурсионные цели, как стремление очаровать экскурсантов объектами показа, стремление сделать экскурсию креативной и интерактивной и возможность ориентирования городской медиации на массового зрителя.

Практика городской медиации демонстрирует, что потребность в медиирующих интервенциях возникает преимущественно в пространствах, лишенных очевидного исторического нарратива, где вместо рассказа об «истории места» востребованы аналитические интерпретации. При этом медиация редко формулируется как запрос широкой аудитории: большинство участников прогулок (около двух третей) испытывает затруднение при переходе от пассивного восприятия к дискуссии, что нередко сопровождается неудовлетворенностью объемом полученной информации. Одновременно формируется активное меньшинство, позитивно воспринимающее дискуссионный формат и подчеркивающее его значимость. Обсуждение критериев успешности показало, что ориентация на количественные показатели смещает фокус к массовому туризму, тогда как «элитарные» дискуссионные подходы, востребованные меньшинством, обладают более высокой содержательной ценностью для городской медиации.

144-150 80
Аннотация

В феврале 2025 года в Петрозаводске прошел установочный семинар, посвященный началу реализации проекта «Помним. Любим. Скорбим». Он был направлен на просветительскую деятельность, связанную с продвижением «прогулок по кладбищу» — экскурсий на участке почетных захоронений городского кладбища Петрозаводска. Целью семинара было обсуждение содержательных аспектов организации тематических экскурсий, которые позволили бы «открыть» для горожан, это, казалось бы, неочевидное место сохранения «твердых» форм памяти. Предлагаемый материал представляет дискуссию о сценариях освоения некропространств горожанами через разнообразные повседневные практики: кладбище — точка на бытовом маршруте; место сохранения личной и семейной памяти; объект познавательных экскурсий; территория выражения гражданской позиции. Некропространства оказываются одновременно отделены и неотделимы от повседневной жизни города как в символическом, так и в фактическом смыслах. При этом выходы в некропространство воспринимаются как вторжение в сферу обособления и разрыва с собственными границами и правилами.

151-160 47
Аннотация

В течение последних десяти лет в Екатеринбурге наблюдается взрывной рост авторских экскурсий, которые становятся знаковым явлением современной городской жизни. В основу статьи положено обобщение личного опыта экскурсионной работы и участие в жизни экскурсионного сообщества «Екбгуляем» и сообщества «Территория авангарда», занимающегося продвижением авангардного архитектурного наследия в Екатеринбурге. В статье пойдет речь о специфике складывания сообщества экскурсоводов и его роли в жизни города, о разработке разнообразных форматов проведения экскурсий, об отношении к экскурсиям как виду деятельности в обновленном виде, об экскурсиях как о профессиональном и личном самоопределении, о формах взаимодействия с разными средами, сообществами, целевыми аудиториями, с которыми пересекается экскурсионная деятельность. Авторские экскурсии выступают как форма городской медиации. В отношениях экскурсовода и горожан происходит «открытие города», формирование нарративов о городской идентичности. В этом процессе локальная история и личное переживание встречаются с внешним привнесенным образом (как в Баухаусе, как в Париже, как в Тель-Авиве). С одной стороны, это по-новому позиционирует город, создавая ему дополнительную ценность, с другой стороны, формирует вокруг этих историй локальные сообщества, вовлекая в эти дискурсивные стратегии новые аудитории. Экскурсии наряду с выставками и городскими мероприятиями проекта «Территория авангарда» участвуют в формировании городского нарратива о «столице конструктивизма», и формируют продуктивный диалог между прошлым и будущем города.

VARIA

162-204 52
Аннотация

Статья и комментированное интервью с Еленой Евгеньевной Жигариной, специалистом в области структурной паремиологии и фольклористики, представляет собой аналитическое осмысление методологических принципов фиксации и исследования пословиц, поговорок и иных паремиологических единиц в условиях современного городского дискурса. В работе рассматриваются вариативность и полифункциональность паремий, динамика русского паремиологического фонда в XXI веке и смещение границ паремиологического пространства между поколениями. Раскрываются методологические подходы включенного наблюдения при полевой фиксации паремий, обсуждаются практические и этические сложности такой методики, анализируются феномены окказиональных паремиологических трансформаций и эфемерности современного паремиологического материала. Центральное место в интервью занимает вопрос о том, как традиционный фольклор адаптируется и трансформируется в эпоху интернет-культуры, цифровых мемов. Беседа критически обращается к эпистемологическим проблемам производства знания и рефлексивности исследователя — в частности, к напряжению между «научным голосом» и «личным голосом» при документировании и интерпретации современного фольклора. В работе подчеркивается важность насыщенного описания и интерсубъективности в фольклористическом исследовании. Исследование вносит существенный вклад в современные дебаты фольклористики, цифровой этнографии и лингвистической прагматики, освещая, как традиционные паремии сохраняются, гибридизируются и эволюционируют в контексте современной собирательской практики.

РЕЦЕНЗИИ

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

214-228 32
Аннотация

Публикация представляет собой проблемный обзор молодежной научной конференции «Метрополисы III: девелопмент и новый кризис городов», проведенной Центром урбанистики Тюменского государственного университета. Авторы ставят целью выявить скрытые, но значимые «разломы» в современном понимании девелопмента не только как коммерческой деятельности на рынке недвижимости, но и как сложного и многомерного процесса производства городского пространства. В центре внимания — фигура девелопера, чья роль выходит за рамки традиционного застройщика и включает функции куратора культурной памяти, партнера исследователей, маркетолога, а иногда и фасилитатора. На основе анализа докладов конференции выделяются ключевые направления: взаимодействие девелоперов с наукой и университетами, использование девелоперами инструментов плейсмейкинга, в том числе практик коммеморации и нейминга для создания места и преодоления безместности, взаимодействие с городскими сообществами в рамках городских конфликтов и с помощью практик партисипации, существование «другого» девелопмента — советского, университетского, неформального. Обзор подчеркивает необходимость расширения понятийного аппарата урбанистики за счет включения альтернативных моделей пространственного производства и демонстрирует, что девелопмент — это не только экономический, но и семиотический, политический и культурный процесс.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3895 (Print)